ЯНДЕКС рекомендует

Главная » Материалы СМИ » ЯНДЕКС рекомендует

Когда пора готовить машину к лету

Тут лучше следовать здравому смыслу и действо­вать не по кален­дарю, а по фактической погоде. Нелишним будет и взглянуть на длитель­ный её прогноз, чтобы подгадать правиль­ный момент сезонных работ и сделать всё с минималь­ными потерями времени.

Прежде всего это касается смены шин. Да, всем хочется поскорее поставить тихую и цепкую летнюю обувку, но это не значит, что надо ехать на шиномонтаж сразу, как только растаял снег на обочинах. Если нужно эксплуати­ровать автомобиль ежедневно, то переходить на летние покрышки стоит лишь тогда, когда вероят­ность заморозков и выпадения снега станет близка к нулевой. Но шины лучше приобрести заранее — чтобы в пик «пере­обувания» не столкнуться с их дефицитом и ростом цен.

С другой стороны, излишне тянуть с переходом на «лето» тоже не стоит. Чем выше температура воздуха и асфальта, тем интенсивнее изнаши­ваются зимние покрышки. И тем хуже они цепляются за тёплую уже дорогу.

Примерно та же ситуация с моторным маслом, если вы заливаете в двигатель его «сезонные» сорта. На менее вязком зимнем масле тоже можно ездить в тёплое время года — это не так критично, как оставить летнюю смазку на зиму. Но в жару более жидкое зимнее масло может не справиться с критиче­скими нагрузками. Тем более, что в сухую погоду мы обычно требуем от двигателя больше тяги и мощности — например, при езде с высокой скоростью.

Поэтому даже всесезонное масло, которое сегодня использует большин­ство авто­владельцев, нелишним будет поменять перед летом, а не по графику ТО. Или, как минимум, надо проверить его уровень и при необходи­мости долить. Добавить «летнего» масла в «зимнее» допустимо, но лучше всё-таки не устраивать в моторе коктейль.

Фильтры — третье, что также целесообразно менять по сезону, а не по формаль­ному техрегламенту. Зимой они, как правило, забиваются сильнее: машина ездит по более грязным дорогам, двигатель чаще работает в нештатных режимах, непрогретым. Да и детали эти не настолько дороги, чтобы «выжимать» из них весь ресурс. К тому же досрочная замена воздушного и топливного фильтров может снизить расход топлива, а замена салонного фильтра после весеннего периода цветения позволяет избавиться от влияния накопив­шейся аллергенной пыльцы.

Подготовьте кузов

После зимних реагентов и весенней слякоти проведите полную мойку и просушку автомобиля. Не какой-то стандартный «комплекс», а капитальную уборку, которая коснётся всех частей машины: колёсных арок и днища, моторного отсека и внешних частей двигателя, его картера и узлов трансмиссии, грязь на которых не видна окружающим, но ухудшает охлаждение агрегатов. Наведите чистоту в багажнике и, если возможно, загляните под ковры в салоне — там может быть мокро и грязно от талого снега, который зимой заносили в салон ногами пассажиры. В некоторых случаях стоит даже применить чистку паром или специаль­ными спец­средствами, чтобы удалить остатки въевшейся грязи и зимних реагентов.

После мойки визуально осмотрите состояние кузова и оцените то, как он пережил зиму. Если на ЛКП есть только мелкие риски и точечные сколы не глубже грунта, то можно ограни­читься восстанав­ливающей и защитной полировкой. Когда на эмали появились сильные царапины и сколы до металла, лучше предпринять срочные меры по их локальному закраши­ванию, иначе затем эти места вовсю «зацветут» ржавчиной.

Не обходите вниманием состояние окон. Заметные потёртости и характерный налёт, не удаляемый обычной мойкой (так называемый водный камень), — повод заказать спецполировку для стёкол. Хотя такую процедуру в сочетании с обработкой «антидождём» более целесо­образно делать ещё при подготовке к зимней эксплуатации.

Под днищем кузова осмотру подлежат все элементы, которые защищаются анти­коррозийным составом. Если покрытие где-то нарушено, то его следует восстановить, а возникшие очаги ржавчины локализовать специальными средствами.

Проверьте системы охлаждения

Главный риск летней эксплуатации — перегревы, провоциру­емые жаркой погодой. Поэтому при подготовке к сезону нужно уделить внимание системам охлаж­дения. Прежде всего — двига­теля. Проконтроли­руйте не только уровень антифриза в расшири­тельном бачке — осмотрите также все патрубки, шланги и хомуты, которые могли покрыться трещинами в зимний период. В жару, при повышенном давлении в системе, возможна ситуация, когда старый шланг просто лопнет. По этой же причине стоит проверить работу клапана, который обычно располагается в крышке расширитель­ного бачка. Наконец, после грязной зимы может потребо­ваться чистка радиатора — эту операцию многие специ­алисты рекомендуют делать хотя бы раз в два года.

Отдельные теплообменники бывают и у других узлов (у автомати­ческой коробки, например, или у вариатора). При их наличии надо удосто­вериться в том, что они тоже не забиты отложениями и грязью.

Проверьте кондиционер

В тёплый солнечный день проведите проверку кондиционера, предвари­тельно переключив воздухо­воды на подачу вниз, в ноги. При минималь­ных настройках температуры и максималь­ном потоке воздуха извне кондици­онер должен охладить его хотя бы на 10 градусов относи­тельно забортной температуры. В противном случае или при работе с посторонними механиче­скими призвуками климатическую систему тоже придётся отправить на диагно­стику или на дозаправку хладагентом. Полезным для вашего здоровья будет и процедура дезинфекции кондици­онера, убирающая неприятные запахи и бактерии, которые со временем поселяются на охладителе.

Уделите внимание остальным узлам и агрегатам

Езда в зимний период мало нагружает тормозную систему — настолько, что некоторые её компоненты могут потерять подвиж­ность из-за коррозии или грязи. С другой стороны, зима сильнее бьёт по аморти­заторам и другим элементам ходовой, что может заметно ухудшить поведение автомобиля на летней дороге. Поэтому нелишним будет заехать на СТО и заказать диагно­стику тормозов и подвески, при необходимости заменить колодки, прокачать гидравличе­ские магистрали, поправить сход-развал.

Двигатель, гидроприводы и элементы трансмиссии (коробка, редукторы, дифферен­циалы, муфты, валы, полуоси, ступичные подшипники) тоже надо осмотреть — нет ли течей. Наличие даже едва заметных подтёков — повод проверить качество смазки или уровень технических жидкостей. Оставлять «на потом» нельзя, иначе на жаре масло станет более жидким и скорость утечек может вырасти.

Поскольку высокая температура ускоряет химические реакции, протекающие в аккуму­ляторной батарее, желательно убедиться, что бортовая электро­система правильно регулирует ток и исключает пере­заряд АКБ, а сама батарея не потеряла электролит и находится в чистоте. Заодно проверьте состояние изоляции на всех проводах, в морозы она стано­вилась жёсткой и хрупкой и могла где-то на сгибе треснуть. Посмотрите, хорошо ли натянуты ремни привода генератора и других навесных агрегатов.

Ещё один пункт в чек-листе — контроль состояния светотехники и настроек головного света, которые за зиму могли сбиться. Наконец, весьма критичными точками для нормальной летней эксплуатации являются датчики, на показания которых полагаются электронные блоки управления. Для поиска ошибок и сбоев нужно просканировать электронику на диагно­стическом стенде.

Не забудьте о стёклах и «дворниках»

Все перечисленные выше работы надёжнее сделать в специали­зированном сервисе. Но кое-что при подготовке авто­мобиля к летнему сезону можно выполнить и самостоятельно.

Например, проверить и заменить «дворники». Всю зиму они работали в тяжёлых условиях — велика вероят­ность, что не только резинка стёрлась, но и каркас мог получить повреждения или растрескаться, утратить подвиж­ность, ослабить крепление и так далее. В этом случае не стоит тянуть до осени с установкой новых стекло­очистителей — даже редкое использо­вание старых летом способно испортить лобовое стекло.

Залейте специальную летнюю омывающую жидкость, способную эффективно очищать следы органики на стекле.

Перенастройте в системе климат-контроля распреде­ление потоков воздуха. Направлять их на лобовое стекло больше нет особой нужны — разве что ранним холодным утром, когда возможно короткое его запоте­вание. Кстати, бывает и обратная ситуация. Охлаждённая кондиционером нижняя часть стекла может снаружи покрываться влагой, конден­сирующейся из тёплого забортного воздуха — когда автомобиль стоит или медленно едет в пробке. Не исключено также, что обдув раскалённого после долгой стоянки стекла ледяным воздухом спрово­цирует появление трещины из-за резкого перепада температуры.

Не помешает снять с аккумулятора клеммы и тщательно почистить их. Стоит заглянуть также и на панель с предохраните­лями. Если на контактах появились окислы, то их следует удалить. Чистота во всех электрических соединениях — лучшая профи­лактика от «глюков» в бортовой системе.

Берегите автомобиль от перегрева

В заключение — немного практического опыта летней эксплуатации. Есть две проблемы, способные доставить больше всего неприят­ностей: перегрев двигателя в сложных условиях движения (пробки, затяжные подъёмы) и сильный нагрев салона на стоянке. Первое грозит закипа­нием антифриза и внеплановым недешёвым ремонтом двигателя. Второе — ожогами для вас и порчей декоративных элементов интерьера из-за ускоренного старения под воздей­ствием высоких температур.

Поэтому важно приучить себя к постоянному контролю температуры двигателя. Если стрелка указателя поползла от нормаль­ного положения вверх, лучше немедленно остановиться. При невозмож­ности — включить отопитель салона и, открыв окна, сбрасывать лишнее тепло двигателя таким некомфортным, но эффективным способом.

Зимой мы стараемся не глушить двигатель часто, но летом работу вхолостую следует исключать, чтобы на стоянке не нагружать лишний раз венти­лятор радиатора и всю систему охлаждения. Но не стоит и сразу глушить мотор после долгой и интен­сивной езды: охлаждающая жидкость перестаёт циркулиро­вать по системе, что может спрово­цировать локальный перегрев наиболее раскалённых узлов двигателя. Особенно это касается «горячих» турбомоторов.

Если автомобиль невозможно припарковать в тени, то оставьте стёкла слегка опущенными. Даже совсем маленькие 3–5-милли­метровые щели обеспечат выход горячего воздуха и приток свежего, отчего темпера­тура в салоне уже не поднимется до крити­ческих значений.

Приобретите светоотражающие шторки на переднюю панель. В регионах, где солнечное излучение особенно активно, они помогут не только сбить внутренний «накал» на стоянке, но и уменьшат проникно­вение ультра­фиолетовых лучей, из-за которых активнее стареют пластиковые детали и текстиль­ные материалы.

Наконец, отправляясь в отпуск на юг, где автомобилю точно придётся подолгу стоять под открытым солнцем, обзаведитесь тентом или специ­альной накидкой. Они помогут предотвратить и перегрев салона, и выгорание лако­красочного покрытия.

13.04.2023

К другим материалам СМИ